В небольшом городке Верещагино есть
женский Свято-Лазаревский монастырь. Батюшка, протоиерей Борис Кицко, является благочинным храмов Верещагинского округа
Пермской епархии, но, несмотря на занятость, отец Борис находит время
на окормление приюта при Свято-Лазаревском монастыре: там девочки
живут с монахинями, а неподалеку находится поселение для мальчиков. Идея его
создания пришла не случайно, до этого отец Борис читал,
что в царское время было много приютов и по его словам, они
просто возродили то, чтобы было раньше на Руси.
– Я боялся трудностей, – говорит
батюшка. – А когда прочитал, как святитель Иоанн (Максимович), архиепископ
Шанхайский, во время революции взял с собою два приюта детей и отправился с
ними сначала в Сибирь, а затем в Китай, а оттуда с ними уехал в Австралию, а
потом еще и в Америку, я подумал: «Какой удивительный человек! Он смог не
просто взять с собою этих детей в трудное время, но и обустроить их жизнь, а я
же вот боюсь и сомневаюсь».
Развеять сомнения помогла отцу Борису
его жена, матушка Татиана. К тому времени она родила троих детишек, и двоих
сирот супруги взяли на опекунство.
– Дай, Бог, каждому такую матушку, –
говорит отец Борис. – Я приходил домой и говорил ей: «Там есть брошенный
ребенок, надо его взять». И никогда не слышал в ответ, как мы с ним будем
заниматься, как будем воспитывать, она всегда говорила так: «Надо – значит,
надо».
По плотной
фигуре священника никогда не скажешь, что он – отличный
наездник. Однако это так: отец Борис с детства на лошади. «Когда я стал думать,
что бы такое сделать для моих хлопцев, я вспомнил о том, как в детстве любил
лошадей. Лошадь – это же не просто животное. У нее есть характер. Она, можно сказать, личность,
друг. И поэтому особенно привязывает к себе человека», – вспоминает батюшка. «Хлопцы» – ребята из
приходского приюта, который существовал уже года четыре к моменту создания
конно-спортивной школы. Потом школу и приют перевели на одну территорию – чтобы ребятам быть поближе к лошадям.
В приюте есть
мальчишки, на счету которых не один ограбленный магазин. Это настоящие короли
улиц. Но мальчишки – народ любопытный: «Тэ-э-экс, а что за школа такая? А что за лошади?» Они
появляются раз, два... «Почему у других верхом получается, а я не могу?»
Приходится еще и еще походить на занятия. А потом говорят отцу Борису: «Можно я
с вашими ребятами поживу?» Остаются. Некоторых в школу приводят сами родители – в основном, одинокие мамы, которые не справляются с мальчишками, или
родственники, взявшие осиротевших детей на воспитание. Кто-то бросил учебу,
кто-то загулял, кто-то связался с дурной компанией, кто-то не находит общего
языка с отчимом.
– Я раньше воровал, – говорит Женя
Федоров. – Меня спросили в милиции, чем я буду заниматься. И я им сказал, что
буду жить в Верещагино при конном дворе.
– Его хотели посадить, – вспоминает
иеромонах Александр (Катаев), помогающий отцу Борису в приюте и
конно-спортивной школе. – Он пришел к нам и говорит: «Батюшка, помогите». Таким
образом он здесь и очутился. А сейчас, слава Богу, уезжать отсюда не хочет. Он
здесь воспринимает ребят, как своих родных.
Ученики сами
ухаживают за лошадьми, седлают, чистят, моют конюшню. Ребят с территории конной
школы буквально не выгонишь, они готовы проводить здесь дни напролет. Но если
вдруг преподаватели узнают, что их ученик из-за лошадей стал прогуливать
обычную школу или у кого-то снизилась успеваемость, – могут отстранить от занятий. Это, конечно, самое страшное наказание. Не
менее строгий штраф налагается за матерную ругань, распитие спиртных напитков и
курение. Но ради лошадей даже самые закоренелые хулиганы готовы терпеть такую
строгость. Так и начинается их исправление.
Здесь ездят
по-деревенски – без седла, лошадей не куют. Всего лошадей (вместе с жеребятами и осликом)
сорок. А больше пока и не нужно.
Территорию школы с одной стороны огораживает шоссе, с других – лес и поле. Ребятам из приюта, а также тем, кто приехал в лагерь на летнее
время, выходить за территорию без разрешения запрещено. Зато в самой школе все
устроено так, что тут можно провести целый день, ничуть не соскучившись. Есть
столы для настольного тенниса, турники, брусья, песочница для малышей, пруд с
катамараном. По специальному заказу сварили качели, какие были в детстве отца
Бориса, – высоченные, качаются на них стоя. Когда они разгоняются до высшей точки,
подошвы начинают отлипать от доски, на которой стоишь. И если осмелиться не
смотреть на ноги, а поднять голову – видно далеко,
до самого горизонта: нежно-зеленые поля, реку, сизый лес и солнце сквозь тучки.
В женском
монастыре монахини и воспитанницы живут в одном сестринском корпусе, вместе
делают уроки, читают, занимаются рукоделием, рисуют и ходят на службы в
церковь.
– Монастыри у нас возрождаются, –
говорит настоятельница монахиня Серафима. – До революции детей-сирот содержали
в монастырях. Это было заведено в России, это – традиция.
Детям в монастыре дают посильные
послушания: девочки убираются в кельях, двор подметают, а летом помогают с
прополкой грядок. Тяжелой работой их не
загружают. На ферме работают взрослые. Года три назад здесь были развалины
колхозного гаража, монастырь выкупил их, и теперь здесь настоящее современное
хозяйство. Каждая корова дает в день два ведра молока. Помещение делится на две
части. В одной содержатся животные, а в другой, так называемой, «молочке», перерабатывают
молоко: готовят масло, сметану, творог и варят замечательный сыр, который затем
покрывают воском из собственной пасеки. Запах сыра – изумительный!
Светлана Лехтимяки выросла в монастыре,
выучилась, получила диплом ветеринара и вернулась обратно к сестрам. В сельской
местности ветеринар незаменимый и уважаемый человек. Светлану здесь все любят.
– Бывает, – говорит Светлана, – у коров
осложнения после того, как они отелятся, и мы их лечим. Правда, я еще не
опытная.
Подсобное хозяйство позволяет не
закупать хотя бы часть продуктов и кормить молоком, творогом и медом мальчиков
и девочек. Даже во время поста трапезу в монастыре не назовешь скудной.
Взрослые, конечно, относятся к себе более строго, но дети растут и учатся, им
нужно хорошо питаться.
Подготовил
Александр Данилов
|