Довольно часто в жизни бывает так, что анекдотические
ситуации или удивительные и трогательные истории случаются не только с
великими, знаменитыми людьми, но и предшествуют появлению великолепных романов,
божественных скульптур или невероятных по своему реализму, глубочайших по
содержанию картин. В жизни величайшего итальянского художника, ученого,
математика и естествоиспытателя Леонардо да Винчи также было немало смешных и
трагических случаев. Многие из них происходили с самим мастером, но одна
уникальная и трагическая история привела если не к созданию, то к знакомому и
привычному для нас виду одно из самых знаменитых творений этого художника.
Фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
создавал в течение долгих трех лет. Помимо масштабности работы, а фреска имеет
размеры 4,5 на 8,7 метров, живописцу предстояла сложнейшая задача – образами
героев фрески передать разнообразную и, зачастую, противоречивую природу
человека. Иисус должен был показать чистоту помыслов, стремлений, любви и
высшую добродетель, ученики – смирение и послушание. А образ двенадцатого
апостола Иуды должен был являть зрителю корысть, коварство и быть самим
воплощением Зла.
Работа над фреской кипела и днем и
ночью, и довольно быстро была практически завершена. Художнику лишь оставалось
изобразить двух главных действующих лиц – Иисуса и его ученика Иуду. Понимая
сложность своей задачи, Леонардо обошел множество монастырей и церковных школ,
пытаясь там найти человека, чей образ сможет послужить ему в создании лика
Иисуса. И вот, слушая пение одного церковного хора, он заметил певчего, чьи
черты отвечали требованиям живописца – лицо молодого человека выражало доброту,
милосердие и любовь. Сделав несколько набросков, Леонардо да Винчи понял, что
не ошибся в выборе и, спустя некоторое время, смог сотворить лик Иисуса на
фреске таким, каким мы знаем его и сегодня.
Однако, последние штрихи – портрет Иуды,
принимающего из рук Учителя хлеб и вино, но уже предавшего его за тридцать
серебряников – мастеру никак не удавались. Пытаясь воплотить в лице Иуды Зло,
ненависть и гордыню, Леонардо никак не мог удовлетвориться результатом. Он не
мог позволить себе изобразить просто уродливого человека, или же выразить
только одно чувство на лице – требовалось воплощение всех человеческих пороков,
от зависти к ближнему до подлости, предательства и готовности к убийство ради
корысти.
Снова и снова он делал наброски, но
портрет не получался.
И вот однажды, практически разуверившись
в своих силах, гений бродил по узким миланским улочкам, пока не приметил на
обочине пьяного, грязного и омерзительного нищего в рваных одеждах.
Перекошенное лицо незнакомца выражало именно то, что с таким трудом искал
художник в течение долгого времени. Обрадовавшись своей внезапной удаче,
Леонардо да Винчи попросил привезти этого опустившегося человека в монастырь
Санта-Мария-делле-Грацие, где и создавалась историческая фреска. Помощники,
недоуменно переглянулись, но выполнили волю живописца.
Войдя в трапезную монастыря и завидев
незаконченную «Тайную вечерю», пьяница, ухмыльнувшись, сказал, что несколько
лет назад уже видел эту картину. Тогда он еще верил в милосердие и добро,
надеялся и любил, и какой-то художник нарисовал с него образ Иисуса…
Добро и Зло, альтруизм и себялюбие,
смирение и гордыня тесно соседствуют в каждом человеке, до поры уживаясь. И
история с фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» лишний раз подтверждает,
что наше будущее и наша судьба зависят только от нас, нашего выбора и наших
стремлений.
|