Интервью
с Константином Кинчевым
– Как известно, в рок-тусовке про музыкантов
всегда ходит множество различных слухов и сплетен. Одна из наиболее известных
историй –
про Цоя: что он живет на неком таинственном острове, решив таким образом уйти
от мира. Про Вас же существует такая легенда: что Вы стали христианином после
того, как, приехав на Святую Землю в паломничество, подошли к горе Фавор, и Вас
туда не пустило. Это Вас так потрясло, что Вы все бросили (даже рок) и круто
изменили свою жизнь. Действительно ли это так?
– Да нет, к сплетням надо относиться как
к сплетням. В любой сказке есть доля правды и доля вымысла. А мифология
народная на этом и базируется, и таким образом мифы и легенды появляются на
свет. К определенным ситуациям, которые действительно имели место, приплетается
еще что-то такое, чего и быть не могло.
Действительно, получилось так, что после
того, как я впервые побывал в Иерусалиме, я принял крещение, чему несказанно
рад. Удивительное состояние было в Гефсиманском саду – там такое звездное небо.
Я перелез через ограду, и мысли шальные меня посетили: "Вот здесь бы
остаться, и ничего мне больше не надо".
А насчет того, что я бросил рок, знаете,
давайте я дам Вам послушать новые песни. Они войдут в следующий альбом...
РОЖДЕСТВО
Ясный месяц-луч
Облаком плыл.
Ночь крылатил день ото дня,
Звезды стелил по дорогам.
В осень уводил
Наш караван,
До зимы звенеть городам.
Встать к Рождеству у порога
Дома.
Рождество. Снег.
Чистым январем
Духом воспрять.
От всенощной выйти другим
Снегом скрипеть до рассвета.
Да любовь нести
Прямо к весне,
Солнце вместе с нею встречать.
Благодарить песней этой
СЛОВО.
Рождество. Снег.
– Эти песни, они другие, не правда ли?
– Не другие, они такие же, просто
каждому возрасту свои песни.
– Когда я бывала на рок-концертах, бывало
стоишь и смотришь, как молодежь воспринимает музыку: она вопит, кричит,
свистит... Один раз я выходила из зала, и сзади меня один подросток говорит
другому: «Ну, наорался, даже горло болит, теперь я, наверное, целую неделю
говорить не смогу». Так не обидно ли свои песни, в которые вкладываешь душу,
петь в таких аудиториях?
– Нет, не обидно. Я к своей профессии
отношусь со всем пониманием этой профессии, со всем вытекающим негативным и
позитивным. Такая аудитория, и замечательно, что она такая. Вот человек после
концерта домой придет, вдруг он захочет и дома послушать, а когда дома
послушает – может хоть в чем-то разберется. Моя задача – поменьше путать
сознание молодежное, то есть всех тех, кто меня слушает. То есть, сжато и
концентрированно доносить свою идею, мысль, которую я хочу сказать в той или
иной песне. До конца ее расшифровывать, я естественно не буду, поскольку это
будет отталкивающая агитация, что на мой взгляд не нужно в той области, в
которой я занимаюсь.
– А меняется ли каким-то образом Ваша
аудитория?
– Нет, не меняется, и не будет меняться.
Потому что молодежь ищет вольной радости. Потому что люди повзрослее, они уже
относятся ко всему повнимательнее, даже по той причине, что не хватает времени,
а дети – они свободны, и им хочется в этой вольной радости купаться.
Поэтому за пятнадцать лет творчества
нашего (нет, творчество плохое слово), за пятнадцать лет нашей трудовой
деятельности...
– Может, работы?
– Да работой я это тоже не могу назвать,
потому что работа - утомительный и томительный труд, а у нас труд - приносящий
радость. Так вот, за эти пятнадцать лет наша аудитория в возрастном качестве
совершенно не изменилась, и так уже и будет продолжаться.
Другое дело, что когда мы собирались в
прошлом году на юбилейный концерт, в зале Спорткомплекса Олимпийский, который
вмещает в себя 18 тысяч человек, пришли все те, кто в свое время фанател на «Алисе»,
и тогда разброс был значительный – от 40 и до...
– Насколько я помню, концерт был на первой
неделе Великого поста?
– Ну, как-то вот, так... Да сейчас
Рождественский пост начнется, – я все равно буду ездить с концертами. Я
понимаю, что это грех, но жить-то и зарабатывать надо... Уже на страстную
седмицу мы не играем. А тут опять попали на Успение, играли 28 августа.
Соответственно, и на Рождественский пост с Нового года играть не будем. Вот
как-то так я для себя решил.
Это же все такие бесовские игры со мной
происходят, что доказывает мое небрежное отношение.
– Ну, если так рассуждать, может, лучше вообще
рок-музыку не играть, да и вообще никакую?
– Лучше играть рок-музыку... Покуда я
неофитствовал (да я, наверное, и до сих пор в этом состоянии нахожусь, но все
же как-то поспокойнее стал), меня очень мучил этот вопрос: играть-не играть, и
понял, что надо играть.
– Почему?
– Потому что это мое дело, и в этом деле
я, посмею сказать, кое-что понимаю. Я, благодаря этому делу, не стал на
преступный путь. Дарован мне этот талант, – значит вот этот талант и надо
развивать, а не в сторону вести. Другое дело, что это сложно и не всегда
получается. Я считаю, что не существует плохих профессий, существуют люди
хорошие и плохие в этих профессиях. Хотелось бы быть хорошим...
– В прошлом году у вас были совместные
гастроли с группой «Агата Кристи». Говорят, что они сатанисты?
– Да, говорили, что они сатанисты, а на
самом деле Глеб Самойлов - православный христианин. Опять же, будет, наверное,
как похвальба звучать, но, видимо из общений тесных он принял решение стать
православным. Вот почитайте его интервью в Интернете...
И опять же я говорю: не существует
плохих и хороших профессий. И я полностью согласен с мыслью, которую озвучивает
дьякон отец Андрей Кураев, что не человек приходит к Богу, а Бог приводит
человека.
На самом деле ведь здесь очень простой
подход. Все люди стараются уличить: а вот это как? А вот это что? Почему? Не
задумываясь ни о чем, они начинают судить, и сплошь и рядом идет вот этот суд.
– Что касается Вашей точки зрения на профессию,
как бы Вы отнеслись к тому, что Ваша дочь стала бы рок-музыкантом?
– Так я же не считаю, что моя профессия
плохая. Дело в том, что любой труд - он от Бога. Важно только в этом труде себя
не потерять.
– Конечно, но рок-музыка может нести в себе
разное.
– Бесспорно. А медицина, Вы думаете, не
может нести разное людям? Ведь есть врачи-убийцы, понимаете? А халатность?
– Но если что-то произойдет у врача – это все же
единичный случай, а на рок концерт приходят тысячи подростков...
– Ну хорошо, возьмем учителей, возьмем
профессию учителя. Вот где ответственность. Он сразу может уничтожить очень
много душ. Все зависит от ответственности самого персонажа, который стоит на
этом деле.
А писатель, представляете? Вот сейчас
увлечение повальное Пелевиным...
– А в чем же его-то вред?
– Да в том, что он сродни тем
писателям-сатирикам, которые с экранов телевизоров хохмочки свои откидывают, но
степень таланта иная. Он действительно талантливый человек, и, соответственно,
степень ответственности велика. В его произведениях нет ничего созидательного,
там очень талантливо показывается весь развал и разрушение человеческого
сознания. Страдает он от этого не больно-то уж, ему это забавно, но он не
понимает, что это разрушение присутствует и в нем. В этом и есть его вред. Но
это опять-таки мое восприятие, и я его никому не навязываю.
– А Ваша собственная ответственность за Ваши
песни?
– А как велика ответственность
токаря-фрезеровщика на заводе ядерных бомб? Заклинило нестандартную боеголовку
в запале – и все... Все должны быть на своем месте мастерами. А ответственность
священника какова? Вы представляете? Это Вам не рок-певец. А Вы можете, положа
руку на сердце, сказать, что каждый священник соответствует в своей профессии
именно той, необходимой, степени ответственности?
Все зависит именно от самого человека. В
рок музыке, бесспорно, есть персонажи стремные, а есть вполне достойные.
– Вы, несомненно, знаете, что у католиков и
протестантов есть целый пласт христианской музыки. Такой вид творчества
совершенно не популярен, начисто отсутствует и даже отвергается православными.
По-Вашему, нужны ли такие песни молодежи и, в частности, православной молодежи?
– Вся та цивилизация, которую создал
протестантский мир, мне глубоко противна и неприятна. Сама цивилизация. Я и
Америку очень не люблю, мне кажется, в Америке наиболее христианский поступок –
обличение той среды, которая воспитана в «домиках». Поэтому Мерлин Мэнсон,
восстающий против всего обывательского и фальшивого, более искренен и ближе
Богу (я могу ошибаться, так как не знаю, как Господь рассудит), нежели те
проповедники, которые внедряются сейчас в нашу страну.
– Но в данном случае я имею в виду те песни,
которые придумывает молодежь, ведь существуют даже христианские рок-группы. Вот
многим детям скучно и неинтересно выучить молитву, а спеть песенку про то, как «Бог
возлюбил и тебя, и меня» очень даже приятно.
– Но ведь это не затрагивает душу и не
работает на воспитание духа твоего. У меня дети ходят в церковь и в воскресную
школу. Маша после поездки в монастырь вообще с молитвословом засыпала, что не
мешает ей слушать и рок-музыку.
– А если бы она пришла домой и включила
кассету с какими-то христианскими песнями?
– Вряд ли она будет это делать. Понятно,
что Бог везде, но такие песни, по сути, уводят от Бога. Получается Боженька
какой-то, сусальность некая. Они получают в храме нужную строгость от хороших
батюшек. В общем-то, они должны бояться...
– Так могут или не могут наши дети петь
подобные песенки?
– Могут, если хотят. Но у протестантов,
католиков – у них просто культура другая. У нас каждый поэт – Ахматова,
Цветаева – со всеми их недостатками, они, прежде всего, очень христианские
люди. Пушкин, запутавшийся Лев Толстой – наши дети все равно впитывают культуру
не через какие-то умилительные песенки. Нам это не нужно, поскольку у нас есть
Православие, причем оно драматично. Мистично, трагично и драматично. Мы все
равно проходим через различные ложные непроторенные дорожки, поэтому
преподнесение Боженьки как сидящего на облачке совершенно не к чему.
– Как Вы относитесь к духовному руководству,
есть ли у Вас духовный отец?
– Хотелось бы называть отца Владислава
своим духовным отцом, но не могу этого сделать, потому что многие вопросы решаю
самовольно. А к старцу я тоже ездил, к отцу Николаю на Остров, но я его вообще
ни о чем не спрашивал.
– А он что-нибудь Вам сказал?
– Он сказал: «Иди-иди, не задерживай».
– А как Вы поступили бы, если бы Ваш духовный
отец запретил Вам петь Ваши песни?
– Вот поэтому я ему этих вопросов и не
задаю. Я потому и говорю, что хотел бы его называть духовным отцом, но уж
слишком многие вопросы решаю самовольно.
– Вы при этом подозреваете, как он к этому
относится?
– Я даже знаю, он мне уже намекал, что
пора завязывать. Лучше, мол, иди в церковь да работай.
– А Вы представляете себя на клиросе?
– Нет. Я смущать буду всех тех, кто
будет рядом со мной на клиросе петь, а потом я эмоционален чересчур. Нет, не
представляю, и не буду никогда на клиросе петь.
– А как Вы считаете, что мешает молодому
человеку переступить через «церковную ограду»?
– Все то же самое, что препятствовало и
прежде – отсутствие всего светлого, раскрытые настежь головы, неустойчивые
поверхностные души. Но они, души, все такие. Душа на то и душа, и понятно, что
она неустойчива ко всем прелестям сегодняшнего дня. Не хочет думать, что
наступит завтра. Она подобна стрекозе, о которой дедушка Крылов написал. Нужно
опять же относиться к этому с пониманием. Семьдесят лет сатанинская власть
уничтожала и уничтожает на корню все те Традиции, которые создавались
тысячелетиями. У нас все дети воспитаны без определенного почтения и уважения к
Закону, который нам даден. Мало того, они просто его не знают, Закона Божиего,
потому что и родители их тоже не знают, а сейчас и бабушки, и дедушки не знают,
конечно.
И здесь велика мера ответственности на
тех людях, которые дерзнули встать на самый прямой путь, то есть на путь
служения, это самый тяжелый крест в нашей мирской жизни. Монахам в этом плане
даже проще, а вот иереям, то есть женатым, быть тем светочем, на которого
хотелось бы равняться очень сложно. Мне везло, я все время сталкивался с такими
священниками...
А вот еще существует такое расхожее
суждение, почему они деньги у бандитов берут? А почему не брать? А чем ты лучше
бандита? Ты в себе копнись сначала. Возникают претензии... А претензии-то
откуда возникают? Из-за гордыни. Человеку кажется, что он замечательный, что он
на работу ходит, домой деньги приносит, пьет, но не так, чтобы очень, у него
всего две любовницы, ну и что? Разве не все так живут? А вот бандит – он
убивает. Вот «я» поэтому могу, а «он» не имеет право, потому что «я» хороший, а
«он» – плохой. И на этом живут. А что это такое? Это гордыня, и тупое самонадеянное
чванство. А все отчего? От отсутствия корня в человеке. Корень он или есть, или
его нет у человека. Вокруг крепких дубов с корнями, глубоко ушедшими в землю,
рой перекати-поль гоняется ветром. И этих перекати-поль гораздо больше, чем
дубов. Но так было всегда, со времен князя Владимира. Да так, наверное, и
должно быть, так мир устроен.
Продолжение см. в газете "Святой Покров" №5 (83)
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont');
if (container) {
var parent = container.parentElement;
if (parent) {
const wrapper = document.createElement('div');
wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper');
parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling);
}
}
|