Вырица – чудесный поселок, раскинувшийся
на берегах реки Оредежи к югу от Петербурга. Некогда он входил в имения
Витгенштейнов, затем стал излюбленным дачным местом петербуржцев. Здесь любил
отдыхать писатель и философ Василий Васильевич Розанов. Здесь родился
палеонтолог и философ Иван Ефремов. Здесь провел последние девятнадцать лет
своей жизни великий молитвенник и печальник земли Русской старец Серафим, в
2000 г. причисленный Русской Православной Церковью к лику святых.
В миру его звали Василий Николаевич
Муравьев. Он родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Арефинской волости
Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье благочестивых православных христиан
Николая Ивановича Муравьева и его жены Хионии Алимпьевны. С детства Василий
проявлял недюжинные способности – самостоятельно выучился грамоте и математике.
Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь, жития святых. Образцом для
подражания в будущем – пустынные отшельники Макарий Великий, Мария Египетская,
Пахомий Великий, Павел Фивейский, Антоний Великий.
Муравьевы часто ездили по святым местам
России, и всюду юноша стремился увидеть ту жизнь, о которой мечтал, читая
житийную литературу.
После преждевременной кончины отца
Василий взял на себя бремя забот о семье. В Петербурге он получил работу
рассыльного в одной из лавок Гостиного Двора, работал старательно и почти все
деньги отправлял семье. Он мечтал о монашеском подвиге, но этой мечте суждено
было сбыться лишь сорок лет спустя. Молодой коммерсант часто ездил из северной
столицы в первопрестольную и всегда посещал Гефсиманский скит Троице-Сергиевой
лавры, где жил старец Варнава (Меркулов), ставший его духовным отцом. В 1890
г., по благословению старца, Василий Муравьев женился. С Ольгой Ивановной ему
суждено было прожить тридцать лет.
Вскоре
двадцатишестилетний Василий Николаевич открыл уже свое собственное дело – контору
по торговле пушниной. И очень быстро стал одним из пяти главных мехоторговцев
Петербурга. При этом в его семье соблюдался самый строгий, почти монашеский
устав православной жизни! Бывает ли такое в среде современных коммерсантов?..
Бог дал супругам Муравьевым сына
Николая, затем дочь Ольгу, но когда Ольга умерла во младенчестве, Василий
Николаевич и Ольга Ивановна приняли решение отныне жить как брат и сестра, в
некоем сокровенном монашестве.
Все православные праздники Муравьевы
отмечали по-своему: накрывали у себя обильные столы и приглашали на трапезу
неимущих. Мехоторговец Муравьев щедро одаривал монастыри и храмы, богадельни и
больницы.
Прославление Серафима Саровского
произвело особое впечатление на Василия Николаевича. Он издавна почитал старца
Серафима, к тому же тот происходил из купеческой семьи и в юности также
занимался торговлей.
Духовный отец Муравьевых старец Варнава
скончался в 1906 г. и перед смертью дал супругам благословение со временем
принять монашеский постриг. Тогда же началась дружба Василия Муравьева с
архимандритом Вениамином (Казанским), будущим митрополитом Петроградским и
Гдовским, священномучеником. Он стал духовным наставником Василия Николаевича.
После революции 1917 г. Муравьев лишился
всего своего состояния и всех предприятий. Лишился добровольно, понимая, что
скоро все отнимут. Он роздал нажитое монастырям – Свято-Успенскому Пюхтицкому,
Иверско-Выксунскому, Петербургскому Новодевичьему, Иверскому,
Александро-Невской лавре. Семья пряталась в двухэтажном доме в поселке Тярлево,
расположенном между Царским Селом и Павловском. Василий Николаевич и Ольга
Ивановна понимали: наступило время исполнить завет старца Варнавы. Осенью 1920
г., по благословению владыки Вениамина, супруги Муравьевы приняли монашеский
постриг. Василий Николаевич стал монахом Варнавой в Александро-Невской лавре, а
Ольга Ивановна – монахиней Христиной в Воскресенском Новодевичьем монастыре
Петрограда.
Вскоре брата Варнаву рукоположили в
иеродиаконы, поставив заведовать кладбищенской конторой. В это время в России
не прекращались убийства, террор ежедневно приносил на кладбище свои жертвы,
иноку Варнаве суждено было постоянно видеть горе родных и близких этих людей.
Ему выпало стать для них утешителем.
11 сентября 1921 г. митрополитом
Вениамином он был возведен в сан иеромонаха. Знания коммерции пригодилось ему
теперь в должности свечника Лавры – ведь пришлось стать распорядителем всех
денежных средств обители.
Следующий год принес особую скорбь –
принял от большевиков мученическую кончину лучший друг иеромонаха Варнавы
владыка Вениамин. Готовился к близкой расправе и сам Варнава. Время было такое,
что каждую минуту следовало ждать ареста. Но Божий человек всегда сохранял
невозмутимое спокойствие. Повторял, что все дается человечеству по грехам его,
и нельзя роптать на волю Божию.
На рубеже 1926-1927 гг. он принял
великую схиму и в свои шестьдесят лет стал отныне Серафимом в честь Серафима
Саровского. Начиная с этого времени, он все больше и больше становился известен
среди православного люда как добрый советчик и утешитель. За духовным
окормлением шли к нему и миряне, и священники, и монахи. Бывали случаи, когда
он исповедовал людей на протяжении целых суток, а то и более. Среди духовных
сыновей старца Серафима оказался и тот, кто постриг его в монашество –
архимандрит Николай (Ярушевич), коему суждено было стать в 1941-м митрополитом
Киевским и Галицким. Серафим стал также и духовником архиепископа Хутынского
Алексия (Симанского), будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I.
«Старайтесь
хранить себя от сетей, расставленных вне и внутри человека и всячески прикрытых
подобием правды. Они легко познаются по тому, что лишают душу мирного
устроения. Где нет мира, там козни врага спасения. От Христа исходят истина и
святое смирение. Мир Христов – свидетель истины».
Так старец Серафим учил своих духовных
последователей: «Уж сколько мы от Бога ни бегаем, все равно никуда не уйдем!
Будем же умолять Господа, чтобы сохранил Он нас в верности Святой Православной
Церкви».
С конца 20-х гг. в старце Серафиме стал
проявляться дар исцеления. Из уст в уста передавались случаи, когда он, помазав
больного лампадным елеем, излечивал его от недугов. Однажды к батюшке привели
женщину, которая никак не могла войти в храм – ее начинало трясти так, что она
даже руку не могла поднять для крестного знамения. Отец Серафим сказал:
«Давайте вместе помолимся», подвел бесноватую к иконам, поставил на колени, сам
стал с ней рядом. Помолившись, помазал ей лоб маслом из лампады. Несчастную
стало корчить, ее крики стали походить на собачий лай. Старец накрыл ее
епитрахилью и долго читал молитвы, пока больная не успокоилась. С той поры
беснование кончилось, исцеленная начисто забыла о своей недавней одержимости.
Известны многие другие случаи исцелений
по молитвам старца. И всякий раз он требовал, чтобы благодарили не его, а
Серафима Саровского, ибо с его помощью совершаются сии чудеса.
Одно из самых известных пророчеств старца
Серафима посвящено России: «Ныне пришло время покаяния и исповедничества.
Самим
Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не
помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго
покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей.
Поэтому Господь и научает нас: «Терпением
вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Нам же остается только уповать на Бога
и умолять Его о прощении».
Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит.
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.
Эти стихи он написал в 1939 г.
Достигнув 64-летнего возраста, старец
Серафим стал болеть – межреберная невралгия, ревматизм, закупорка вен на ногах,
застойные явления в легких и сердечная недостаточность. Врачи советовали
переменить место жительства, рекомендовали переехать в Вырицу – климатический
курорт. Митрополит Серафим (Чичагов), который в миру имел профессию врача, ознакомился
с заключением медицинской комиссии и немедленно благословил переезд. Смиренному
духовнику Лавры оставалось только принять это как послушание. Вместе с ним в
1930 г. в Вырицу отправились его бывшая супруга, а ныне схимонахиня Серафима и
внучка Маргарита, ставшая послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Со времени переезда старец Серафим
перестал обращаться к врачам, воспринимая свои недуги как необходимое
испытание, а ведь от закупорки вен он испытывал тяжелейшие страдания – ноги
болели и порой отнимались. Но он говорил: «Болезнь – это школа смирения, где
воистину познаешь немощь свою…» Невольно вспоминаются «Выбранные места из
переписки с друзьями» Николая Васильевича Гоголя, его статья о болезнях: «О!
Как нужны нам недуги!.. Не говорю уже о том, что самое здоровье, которое
непрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желание
порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже
тысячу глупостей. Не будь таких болезненных страданий, куда б я теперь не
занесся! Каким бы значительным человеком вообразил себя!.. Принимайте же и вы
покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. Молитесь Богу только о том,
чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого
смысла».
Одно
из постоянных поучений старца Серафима состояло в том, что не нужно просить у
Бога ничего, кроме исполнения воли Всевышнего, ибо Господь сам знает, что
ниспослать нам.
Постоянным посетителем Вырицы был
архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич). К началу 40-х гг. он возглавил
Украинскую Церковь, стал архиепископом Волынским и Луцким, а затем –
митрополитом Киевским и Галицким. Трудно себе представить, но в 1941 г.
осталось всего четыре митрополита – Патриарший Местоблюститель митрополит
Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский и
Новгородский Алексий (Симанский), митрополит Киевский и Галицкий Николай
(Ярушевич) и митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), причем
последний после занятия немцами Риги оказался на оккупированной территории.
Как бы то ни было, владыка Николай
считал Сталина великим вождем, способным привести страну к победе над фашизмом.
В 1944 г. он писал: «В нашем вожде верующие вместе со всей страной знают
величайшего из людей, каких рождала наша страна, соединившего в своем лице все
качества упомянутых выше наших русских богатырей и великих полководцев
прошлого; видят воплощение всего лучшего и светлого, что составляет священное
духовное наследство русского народа, завещанное предками: в нем неразрывно
сочетались в единый образ пламенная любовь к Родине и народу, глубочайшая
мудрость, сила мужественного, непоколебимого духа и отеческое сердце. Как в
военном вожде, в нем слилось гениальное военное мастерство с крепчайшей волей к
победе. Имя Иосифа Виссарионовича Сталина, окруженное величайшей любовью всех
народов нашей страны, – знамя славы, процветания, величия нашей Родины».
Вероятно, эту уверенность владыка Николай внушал старцу Серафиму. И во время
войны, находясь в оккупации, вырицкий старец не переставал ободрять людей
уверениями, что враг будет разгромлен и победа будет за нами.
Принято удивляться тому, что за всю свою
жизнь Серафим Вырицкий ни разу не был репрессирован, не подвергался арестам,
избиениям, не угодил в лагеря. А ведь в первый год войны старца Серафима
постигло огромное горе – большевики убили его сына! А это пострашней любой
репрессии! Для любящего родителя нет ничего более ужасного, чем смерть его
детей.
Николай Васильевич Муравьев родился в
1895 г. Будучи студентом юрфака Петербургского университета, он в 1914 г., как
истинный патриот, добровольцем ушел на войну, служил в авиационной роте, был
контужен. Тяжелейшим ударом для отца стало то, что Николай сознательно перешел
из православия в католичество. В итоге, и жизнь его складывалась как-то нелепо
– пытался перейти к Юденичу, не удалось, стал служить в Красной армии. Женился,
родилась дочь Маргарита, но брак распался. Хотел бежать за границу, но влюбился
в артистку эстрады. В результате остался в России, вновь женился. Затем родилась
дочь Ольга, но и этот брак вскоре распался. Николая арестовали по
сфабрикованному делу, а жена-артистка ушла с дочерью Ольгой к другому артисту.
После освобождения Николай женился в третий раз, у него родился сын Александр.
Жена с сыном поселились в Вырице неподалеку от дома, где жили отец Серафим с
матушкой Серафимой и первой дочерью Николая – Маргаритой. А Николай завел себе
четвертую жену, с которой жил незаконно; она родила ему сына, названного
по-католически Эрмингельдом. Удивительно, что, будучи сыном такого светоча
Православия, Николай Васильевич оставался убежденным католиком! В январе 1941
г., когда он решил навестить свою законную семью, Николай был арестован. И
близкие ничего не знали о его дальнейшей судьбе. А его расстреляли в
Екатеринбурге (Свердловске) 4 сентября 1941 г. Человека, который мог бы снова
защищать свое Отечество. Ведь ему было всего 46 лет.
Семья Николая оставалась жить в Вырице
при старце Серафиме. Настоящей его помощницей стала внучка Маргарита, девушка
волевая, смелая. Она не раз преграждала дорогу незваным гостям, нежелательным
посетителям. Однажды сказала чекистам: «Не пущу!», и те не посмели применить к
ней силу. Зато Маргарита сразу отличала тех, кто действительно нуждался в
поддержке ее дедушки.
Всех, кто приходил в Вырицу, удивляла
своеобразная манера общения старца Серафима с людьми. Он любил приголубить,
обнять, погладить человека, прикоснуться к нему своим лбом, то есть вел себя
так, как обычно мы ведем себя с детьми, особенно когда их нужно утешить.
Иные приносили ему пожертвования,
которые он передавал затем либо в Пюхтицкий монастырь, либо в Казанский храм
Вырицы.
«Да
как же я буду выглядеть перед Господом, если деньги себе оставлю! – говорил он.
– Если у вас в кошельке есть рубль – раздайте его неимущим, оставив себе
копейку, и у вас никогда не будут переводиться деньги. Давайте, не жалея, тогда
и Бог вознаградит вас! Будете жалеть да роптать – последнего лишитесь…»
Воспоминания людей оставили нам
свидетельство великой аскезы, которую возложил на себя старец Серафим Вырицкий.
По понедельникам, средам и пятницам он вовсе ничего не вкушал, в остальные дни
пил чай с хлебом или съедал одну картофелину и немного тертой моркови, а иногда
довольствовался только просфорой и водой. Священники Казанской церкви ежедневно
приходили причащать его.
Среди посетителей Вырицы было много
ученых с мировым именем. Вопреки советской пропаганде, преподносившей, к
примеру, академика Павлова законченным атеистом, Иван Петрович до конца дней
оставался глубоко верующим человеком. Он страшно переживал разрушение храмов и
пытался бороться против этого несколько наивным способом, который казался ему
хитроумным: Павлов уверял большевиков, что через какое-то время ученые докажут,
что Бога нет, вот тогда и можно будет разрушать храмы. Он надеялся тем самым
выиграть время, а там, глядишь, времена изменятся. Так вот, Иван Петрович был
постоянным гостем Серафима, в том числе приезжал и в Вырицу.
Приезжали к нему и другие светила науки
– академик астрономии Сергей Павлович Глазенап, профессор фармакологии Михаил
Иванович Граменицкий, профессор-гомеопат Сергей Серапионович Фаворский,
академик Владимир Александрович Фок, известный своими трудами в области
квантовой механики и теории относительности, академик биологии Леон Абгарович
Орбели.
Бывали и другие посетители. Чекисты
несколько раз являлись в Вырицу, причем однажды с явным намерением арестовать
старца. Но Серафим по-своему «приручил» их – он ласково обратился к главному
чекисту по имени, и тот, сраженный светом глаз старца, оставил намерение совершить
арест.
До конца своих дней старец Серафим не
переставал совершать чудеса исцелений. По его молитвам люди исцелялись даже от
слепоты и умственных помешательств. Исцелял он, как мы уже отмечали, и
бесноватых.
Осенью 1941 г. немцы заняли Вырицу. С
этого времени старец стал с еще большим усердием молиться о спасении России,
простаивая многие часы на камне, подобно Серафиму Саровскому. По воспоминаниям
внуков, «в саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный
валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил
ко Господу свои прошения о. Серафим. К месту моления его вели под руки, а
иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими
больными коленями на камень и простирал руки к небу… Чего ему это стоило!
Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было
невозможно. Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг – ведь можно было
молиться и в келии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам».
В Вырице стояли румынские солдаты,
находящиеся в подчинении у немецких офицеров. Однажды немцы пришли поговорить с
отцом Серафимом. Он в бытность свою купцом много имел дел с немцами и
австрийцами, прекрасно владел немецким языком и охотно согласился побеседовать.
И
подобно тому, как в Смутное время преподобный Иринарх Ростовский предсказал
скорую гибель пришедшим к нему полякам, так же и старец Серафим смело заявил
немецкому капитану, спросившему, скоро ли он пройдет маршем по Дворцовой
площади: «Этому никогда не бывать».
Мало того, он предрек гибель самому
капитану, сказав, что, спешно отступая под натиском русской армии, он сложит
свою голову под Варшавой. В 1980 г. румынский офицер, служивший под началом
этого капитана, приедет в Вырицу поклониться могиле старца Серафима и поведает
о том, что предсказание старца полностью сбылось.
Едва только Вырица была освобождена от
фашистов, митрополит Алексий (Симанский) приехал навестить старца Серафима, и
тот предсказал ему скорое патриаршество. Так и произошло: 2 февраля 1945 г. он
стал новым Патриархом, Алексием I.
В том же победном 1945-м скончалась
верная супруга – схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева). Старец
завещал похоронить себя рядом с нею. Это был удивительный христианский брак,
подобный супружеству святых праведных Петра и Февронии. Любили друг друга,
родили детей, потом приняли монашеский обет и до конца жизни пробыли вместе уже
как брат и сестра.
В последние годы старец уже почти не
вставал с постели, настолько болезни одолели его. 3 апреля 1949 г. со словами «Спаси,
Господи, и помилуй весь мир» он перешел в жизнь вечную, оставив временную
земную юдоль. Во время отпевания одним из четырех воспитанников духовных школ,
удостоившихся стоять у гроба великого старца, был Алексей Ридигер – будущий Святейший
Патриарх Алексий II. А спустя полвека, во время его патриаршества, в 2000 г.
старец Серафим Вырицкий был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
Среди пророчеств старца Серафима есть и
о будущих временах, которые, похоже, уже наступают:
«Придет
время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и
погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной
стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет
царство лжи и зла».
Святейший Патриарх Кирилл на торжествах,
посвященных 60-летию кончины старца Серафима, сказал о нем так: «Судьбоносные
события в жизни нашей семьи происходили всегда по благословению Серафима
Вырицкого, поэтому память о преподобном всегда хранится в нашей семье. Я всегда
молился ему в трудные моменты жизни. Почему преподобный Серафим Вырицкий стал
святым? Почему столь многие приходят к его могиле? Потому что он исправлял
людей духом кротости».
Категория: Новые публикации | Добавил: vasiljevdenis (13.02.2011)
|