–
Как Иисус относился к войнам за «свою страну»?
Екатерина Прошунина, Астрахань.
– Для Господа нашего Иисуса Христа не
было такого понятия, как «своя страна». Он пришел в мир, чтобы искупить все
человечество от рабства греха. Поэтому точнее вопрос будет звучать так: как
Православная Церковь относится к войнам?
Применять оружие против людей – большое
зло, но применять оружие ради спасения людей от преступников – может быть
немалым благом. Этот принцип ясно выражен и в Священном Писании, где наряду с
заповедью «Не убий» (Исх. 20, 13), существовал обычай перед сражением
приглашать священника, который напутствовал воинов, говоря: «слушай,
Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет
сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш
идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» (Втор. 20, 2-4).
Св. Иоанн Креститель – на вопрос
пришедших к нему воинов: «А нам что делать?» – не предложил воинам сложить оружие
и перестать выполнять свой воинский долг, а советовал никого не обижать, не
клеветать и довольствоваться своим жалованием (Лук. 3, 14). Подобным образом
воинское звание не воспрепятствовало сотнику получить от Господа Иисуса Христа
похвалу за веру (Мф.8, 10), а воинский начальник Корнилий прямо назван
благочестивым и сподобился откровения (Деян.10, 1-4). Святые апостолы прямо и
решительно утверждают, что государственная
власть и ее слуги, т.е. воины, предназначены Самим Богом для того, чтобы силой
ограждать спокойствие и безопасность людей от их врагов.
Ап. Петр, призывая христиан повиноваться «всякому
человеческому начальству», отмечает, что правители имеют полномочия от
верховной власти «для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1
Пет. 2, 13-14).
Эту же мысль относительно возможности
пресечения распространения зла силами государства выражает и ап. Павел в
Послании к Римлянам: «…противящийся власти противится Божию установлению. А
противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для
добрых дел, но для злых … Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит
меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13, 1-4).
|